Трудно не писать про политику, когда пишешь про политика.
Можно по разному относиться… Но и место, и дух, которым оно так или иначе пропитано, заслуживают внимания и того, чтобы это место посетить. Посетить, погулять, послушать. Относиться — к Ленину. А место — Горки, которые Ленинские.
Горки — это усадьба, которая пережила революцию и перешла в дальнейшую жизнь уже в новом качестве. Это — то, где жил, работал и скончался Владимир Ильич. Это — наша история, которая местами плавно, а местами — не очень, — перешла и продолжает переходить в то, что принято называть современностью. Дело в том, что у современности короткий век, мгновение. И для каждого она — современность — разная. Дети, играющие в парке, молодняк возраста до тридцати лет — они слабо или вообще не понимают, о каком таком Ленине идет речь. Поколения постарше — понимают. Совсем постарше — знают, любят, вспоминают со вздохом, ненавидят или не разделяют — каждый по-своему и по-разному, индивидуально. Но всегда дорогого стоит возможность прикоснуться к истории — «потрогать своей собственной рукой именно те оригинальные камни, из которых сложена вон та египетская пирамида».
В Горках это можно сделать. Отзвук истории сохранили.
В усадьбе красиво, ухожено и аккуратно. В парке летом зелено, в тени деревьев прохладно и приятно. Внутри — в достаточной степени сохранена и в своём роде заморожена атмосфера быта Ленина и его ближайшего окружения, поддерживаемая аутентичными личными предметами обихода вождя революции.
Комнаты, книги, географические карты, посуда, мебель. В таких случаях и в таких местах, безусловно, никогда не получишь абсолютной гарантии, что «именно на этой обивке именно этого стула» сидел Ленин, но по совокупности факторов есть ощущение, что аутентичность личных вещей, собранных в музее — крайне высокая.
Чудо-машина на последнем фото в серии выше — говорят, уникальный и единственный в мире экземпляр Rolls-Royce модели «Silver Ghost» на полугусеничном ходу. Хранится этот наполовину трактор в отдельном гараже под замком, который открывает специально обученный и вооруженный представитель структуры исполнительной власти, при этом тщательно следя за тем, чтобы никто, кроме участников экскурсионной группы не проник бы в этот гараж бесплатно. Вот такая концептуальная строгость.
Помимо самой усадьбы, являющейся главной логической точкой ансамбля Горок, в парке расположены другие многочисленные интересные объекты — киногородок и отдельная от него кинодеревня, имитация рабочего кабинета Ленина, достаточно точно перенесенная из Кремля, а также музей крестьянского быта. Ну и, конечно, монументальное здание мемориального комплекса Ленина, встречающего посетителей Горок практически при входе. И всё это дополняет сам по себе крайне просторный и аккуратный парк.
Кинодеревня (или киногородок?) — в состоянии, вызывающем в достаточной степени печаль, разбавляемую прозаическим интересом — а что же здесь снимали? Что-то известное? Поиск в сети такового не показал — снимали что-то «регулярное».
А вот эмуляция рабочего кабинета Ильича состроена очень неплохо. В своё время Черномырдин согласовал перенос этого музея из Кремля в Горки. Интерьеры, вещи, предметы и мебель собрали и перевезли в помещения, которые постарались максимально аутентично воссоздать уже на новом месте. Конфигурация комнат не могла быть воспроизведена с абсолютной точностью в силу технических особенностей здания, где теперь расположилась экспозиция, но всё это выглядит достаточно похоже на то, что было в Кремле — это по свидетельствам людей, которым удалось побывать в кабинете Ленина, когда он был еще на своём настоящем месте в центре столицы.
Оригинальный плетеный стул, на которым сидел Ленин, различная утварь, которую он использовал на своём рабочем столе. Когда Ильич работал в Кремле, жил там же — рядом, в соседних комнатах. Их тоже постарались воссоздать. На последней фотографии — комната Крупской.
Далее — плавно перемещаемся в музей. В мемориальный комплекс.
Здание — новодел. Ну как — новодел по сравнению с видавшими виды и века зданиями усадьбы, но по нынешним временам новодел уже совершенно условный. Мемориал проектировался в 70-е, а был построен в 80-е годы. Музей едва сумел открыться до распада СССР. Еще чуть-чуть затянули бы со строительством и запуском — с большой долей вероятности не бывать проекту…
А музей интересен, и как минимум при первом визите точно должен впечатлить. Кого-то смыслом, монументализмом и торжественно-трагичным черно-красным духом двух оттенков, которые по задумке создателей там призваны доминировать. Кого-то фактом того, что «кубы» — своеобразные 3D-инсталляции, представляющие и рассказывающие посетителям различные этапы жизни и работы Ленина и, безусловно, являющиеся образцами технического прогресса времени постройки музея, — функционируют, будучи управляемыми первыми компьютерами фирмы Apple… Кого-то — и тем, и другим, и всем вместе взятым.
Про что это всё? Про историю. То, что можем запомнить — надо стараться помнить. То, что запомнить уже не можем — желательно знать, где посмотреть. А всё это вместе — по возможности, уважать. Ведь прошлое, моментарно перетекая через настоящее, формирует будущее.
Неба утреннего стяг…
В жизни важен первый шаг.
Слышишь: реют над страною
Ветры яростных атак!
И вновь продолжается бой.
И сердцу тревожно в груди…
И Ленин — такой молодой,
И юный Октябрь впереди!
© Николай Добронравов, 1973
Пусть эта заметка будет олицетворять ностальгию по октябрятской красной звёздочке с портретом маленького Ленина в центре. Звёздочке — которая была уже очень давно.