Сердце на горе Кок-Тобе в Алмате на закате

Именно — так получилось.

Получилось и запомнилось тремя вехами — Алматы, совсем отдельно — Медеу, и, конечно, Достык.

Алматы — и всё, что с этим городом связано, включая канатную дорогу на Кок-Тобе (это такая гора, откуда открывается невообразимый вид на весь город, особенно впечатляющий своими пастельными красками на закате).

Отдельно, хоть и относящиеся к Алматы — высокогорный стадион Медеу, селезащитная плотина и проходящая сверху канатная дорога на Чимбулак — полугорный горнолыжный курорт в сорока минутах езды от города.

Ну и, конечно, по случаю образовавшееся путешествие «на лошадях» через Учерал в Достык, на самую границу Казахстана с Китаем — настоящую границу, доставшуюся Казахстану еще от распавшегося СССР, с большими приграничными территориями и нейтральной зоной, с колючкой, полноценной структурой таможенного контроля и солдатами с автоматами. Посередине этого путешествия — впечатляющее озеро Алаколь. Прозрачное и чистое, как слеза, и переливающееся всеми оттенками от голубого, синего, фиолетового, красного, лазурного и зеленого до бледно-розового.

Кстати, перед поездкой читал, что нет сильнее оскорбления для местного жителя, чем просклонять название города Алматы — почитается, что должно оставаться всегда «Алматы». Чушь. «Я поехал в Алмату» — так там говорит каждый, хотя можно и «в Алматы». Ну и, конечно, на вопрос: «Где мы сейчас?» — стандартный ответ: «Мы в Алмате». Так что местные склоняют ее (или его?) безо всякого зазрения совести. То же — про Нурсултан. Или про Астану. В одном предложении столица может быть сначала Нурсултаном, а потом стать Астаной — без проблем.

От города, от Алматы — смешанные ощущения. Вероятно, самое основное ощущение — это Азия. Именно не Восток, а Азия. Это чувствуется во всем. Сначала, отъезжая на такси от аэропорта возникает непреодолимое чувство, что ты — в Краснодаре. Тот же жаркий зной вокруг, синее небо и очень много зелени. И улицы — улицы, нарезанные прямоугольниками, не сильно широкие, утопающие по краям в растительности и окруженные частным сектором, хаотично перемешанным с «нормальными» домами.

Когда же спустя полчаса выходишь из машины и вдыхаешь тепло, ритм и пульс этого города, — начинаешь понимать его — живой организм, состоящий из людей, строений, улиц, машин и из того, как это все взаимодействует друг с другом и с тобой, говорит — это Азия. Именно Азия. Это надо почувствовать.

Город — вполне себе самодостаточный. Есть всё — машины, общественный транспорт, торговые центры со всеми нужными магазинами, рестораны. Машины — в большинстве своем совсем средненькие с переходом в термин «убитые». После Москвы разница очень заметна. Пробки, кстати, тоже есть — с движением не все хорошо. Водят — напряженно, по южному, с темпераментом.

Вообще, Алматы — это не про сам город, а про то, что вокруг него и в непосредственной близости. Налево пойдешь — прекрасные и красивейшие озера найдешь, направо пойдешь — горный курорт найдешь. Ну, и так далее… Чтобы все посмотреть, нужно достаточно много времени. Которого не было. Поэтому удалось посмотреть лишь немногое — Кок-Тобе и Медеу. И на том спасибо.

В городе есть две канатные дороги — точнее, одна прям рядом с ним и ведет от высокогорного стадиона Медеу на полугорный курорт Чимбулак. При этом Медеу заслуживает отдельного рассказа. Другой фуникулер — на гору Кок-Тобе, отправляется из непосредственного центра города. С этой-то горы и можно рассмотреть всю Алматы — особенно красиво на закате.

Виды отсюда на город — просто чудесные.

Алматы — это город, со всех сторон окруженный горами. Это начинаешь замечать и понимать, когда еще самолет заходит на посадку. Сначала — «о, горы». Потом — «ничего себе, какие горы!» И уже следом — «вот это высоченные настоящие горы!» Местные жители говорят, что как раз из-за этих самых гор в городе очень плохая экология, так как они окружают Алматы, как большое ограждение, и все вредные вещества и выхлопные газы скапливаются внутри огромного забора из гор, а сквозного ветра, который мог бы разгонять это всё — нет, ему не дают проникнуть в город те же самые горы.

Другая напасть — сели. Именно для этого и построили огромную селезащитную плотину над Медеу. Начинаешь замечать сначала кажущиеся странными конструкции еще на подъезде к этому высокогорному стадиону — оказывается, это металлические устройства, призванные задержать огромные камни, если случится сель. Когда понимаешь смысл этих конструкций и их предназначение, резко начинаешь осознавать реальную опасность сели — люди просто так не стали бы от них предохраняться, не будь опасность такой реальной. На самом деле, плачевный и очень плачевный опыт, к сожалению, у Алматы уже есть. Да и селезащитная плотина была построена не за один заход, а в процессе своего существования и между этапами строительства успела серьезно пострадать, но выдержала.

Землятресения — другая напасть, которая создает еще одну опасность для Алматы. Жители рассказали, что периодически чувствуются отголоски толчков. Когда приезжаешь в Алматы из города, который по своей природе к этому не предрасположен, а тебе рассказывают, как может распространяться волна от эпицентра — горизонтально, вертикально или смешанно, — что в доме необходимо знать, где расположены несущие балки — а некоторые их вообще помечают, чтобы в спешке, если пойдут толчки, не растеряться и не забыть их расположение в собственной квартире, — что в случае поступления первых толчков необходимо срочно выбегать на улицу, так как после первых слабых могут пойти последующие, значительно превышающие по силе робкие первые, что живя на высоких этажах спускаться не улицу нельзя — можно не успеть, поэтому правильней вставать в своей высокой квартире под несущие балки — так больше шансов выжить… — после таких рассказов начинаешь совершенно явно чувствовать, что в жизни людей в городе могут быть проблемы, значительно более значимые и существенные, чем просто «большие московские пробки». Все познается в сравнении. Ну и еще начинаешь понимать — когда видишь селезащитные плотины, следы титанических разрушений, оставленных прошлыми сходами грязевых масс, когда слышишь такие рассказы местных жителей про изучение плана расположений несущих балок в своей квартире — начинаешь понимать, что человек еще очень и очень далек от обуздания природы. Её силы. Безграничной силы. Мы — человеки — буквально ничтожны перед силой природы. Факт.

Интересный город. Чудесный — прежде всего за счет того, кто находится вокруг него, как бы странно это ни звучало. Природа — пять из пяти. А для неискушенного обывателя, проживающего по-умолчанию в местности с минимальным перепадом высот — вероятно, даже шесть. Шесть баллов из пяти.

Вот такая вот Алматы — или Алмата.

Заметки

Не Восток, а Азия. Вячеслав Ка

Furla

В ГУМе. Прогулка по центру.
Не Восток, а Азия. Вячеслав Ка

За тридцать

Градусов. 33 и выше. Лето в Москве. Жарко.
Не Восток, а Азия. Вячеслав Ка

Калейдоскоп

Backlog. Или накопилось.
Не Восток, а Азия. Вячеслав Ка

Stairway to heaven

Арма, район Басманный, Винзавод.
Не Восток, а Азия. Вячеслав Ка

Раритеты

Красивые машины. Случайно.
Не Восток, а Азия. Вячеслав Ка

Закатное

Москва-Сити в преддверии ночи.
Не Восток, а Азия. Вячеслав Ка

СРВ

Северный Речной Вокзал. The New.
Не Восток, а Азия. Вячеслав Ка

ВДНХ опять

Праздник Победы, Москвариум и немного космоса.
Не Восток, а Азия. Вячеслав Ка

9 Мая

Авиация на Параде Победы.
Не Восток, а Азия. Вячеслав Ка

Внуково

Повторил споттинг во Внуково.
Не Восток, а Азия. Вячеслав Ка

ВСХВ

Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Опять. ВДНХ.
Не Восток, а Азия. Вячеслав Ка

FF / ПК

ПК — не компьютер. ПК — полный кадр. Full Frame.
Не Восток, а Азия. Вячеслав Ка

Зарядье

Парк Зарядье. Дождь.
Не Восток, а Азия. Вячеслав Ка

Место, где спорт

Лужники. Совсем чуть-чуть.
Не Восток, а Азия. Вячеслав Ка

МСК.street

Московский стрит. И новый альбом в фото.