Как-то так выходит, что очередная заметка — про v2. Про вторую версию. Как и про ХСС, который был, который разбомбили, а потом — который сделали новый. Совсем новый — v2.
Так и с Ленинскими горами. Нет, уже с Воробьёвыми — в 1999 году переименовали. Точнее, сначала в 1959 открыли, в этом же году — поняли, что построили плохо, в 1983 году — закрыли, в 1999 — переименовали, и только в конце 2002 — открыли заново, явив миру — v2. Но это все «официально» — сейчас можно с достаточной долей уверенности утверждать, что Википедия знает все, поэтому и пишу «официально», но на всякий случай предпочту обернуть этот статус в кавычки.
А неофициально — почему-то именно эта станция врезалась в память. Еще тогда, когда она была открыта в виде первой версии. Впрочем, очевидно, почему — станция-то не очень обычная. Было это очень давно, запомнился кадр воспоминания из детства — вид простой аскетичной станции с множеством окон на улицу, и было понимание, что это — мост. Так получилось, что был на ней в то давнишнее время раза два, не больше.
А потом — прекрасно помню, что все время, следуя по красной ветке в сторону Университета, эту станцию — точнее, получается, этот мост — поезда проезжали без остановки. Станция была закрыта, а вокруг болеющего браком строительства основного моста были сооружены два временных, которые, судя по времени работы, оказались не такими уж и временными — один мост для каждого из направлений поездов, в одну и другую стороны. Во время проезда над рекой, когда поезд выныривал из тоннеля, между Спортивной и Университетом состав сильно притормаживал, явно отворачивал вправо, как бы объезжая основной поломанный мост, въезжал на временный и попадал в коробку, которая ограждала путь и следующий по нему состав от внешнего мира плотным рядом темно-серебристых металлических гофрированных листов. Иногда сквозь щели между листами удавалось увидеть полоски света — было очевидно, что там за ними — улица, но рассмотреть что-либо было практически невозможно — движение поезда это сделать не позволяло. Но момент проезда по этому месту всегда завораживал и интриговал своей сутью — что же там за металлическими листами?
Уже в современности, после того, как основной мост отремонтировали, точнее, построили заново, временные боковые объездные мосты разобрали и сняли. Однако даже после этого обыватель продолжительное время мог наблюдать оставшиеся в воде массивные бетонные постаменты — с одной и с другой стороны от основных опор центрального моста — именно они продолжали отсылать нас к истории этой станции, когда движение поездов с одного берега на другой осуществлялось по боковым временным конструкциям, а сама станция была закрыта.
Сейчас этих уже ненужных бетонных опор в воде нет. Убрали. Отслужили свое.
Уверен, спроси молодое поколение, они скажут — все так и было, как сейчас — мост, на нем — станция, поезда, метро. Ретушь времени в действии.
А мне эта станция такой и запомнилась — закрытой и с поездами, объезжающими неработающий центральный мост по временным боковым путям в жутко громыхающих тоннелях из металлических листов.
Вот и захотелось побывать в ней после открытия. В новой, в — v2, в 2021 году. После открытия в 2002-м. Странно, но факт — раньше было не досуг.
Чемпионат мира по футболу 2018 изменил Лужники до неузнаваемости. Пожалуй — в лучшую сторону.
Сейчас проход со стороны Лужнецкой набережной на станцию — через специальный павильон. Так же — чтобы попасть на метромост. Лестница сбоку, поднимаемся наверх — и мы на мосту. Можно спокойно пройти по нему с одного берега на другой. С моста с соответствующей стороны открывается прекрасный вид на реку, на канатную дорогу, на МГУ и на сам город.
Единственный момент — мост сильно трясет, когда на станцию приезжает поезд или уезжает с нее. По правде говоря, иногда возникает базирующийся на физических ощущениях вопрос, не войдет ли мост в резонанс и не провалится ли, уж больно сильно он начинает качаться под ногами. Нормально ли это? Конечно, повода для волнения нет — все рассчитано и заложено в конструкцию моста. Надеюсь. Кстати, внутри самой станции эта тряска не ощущается совсем. Странно. А на улице, на внешней части моста на пешеходных переходах — ощущается крайне сильно.
Тем не менее, сегодня наша цель — не мост, а цель — сама станция, внутри. Хотя и мост — в программе сегодня присутствует.
Идем с Лужнецкой набережной, проходим через входной павильон, поднимаемся по лестнице не метромост, проходим по нему на другой берег, не забывая поинтересоваться высотой, городом, рекой и проходящими по ней пароходами, заходим в метро, спускаемся по эскалатору — и мы на станции. Воробьёевы горы.
Станция, конечно, изменилась с прошлых давнишних времен первой своей версии, но смысл остался — мост, метро, поезда, большие окна и все это — над рекой. Необычно. На платформе установили большие стеклянные колбы, в которых идут различные выставки.
Повезло — пока был на станции, проехал исторический поезд № 1. Сначала, увидев светло-коричневые тона и характерную форму вагонов, а потом через открытые двери круглые металлические поручни и сидения, которые ни с чем нельзя спутать — не поверил своим глазам, и, не будучи слишком сильно осведомленным о текущих делах в метро, подумал, не оставили ли на этой линии старые вагоны, которые еще не успели сменить на современные. Тут же быстро осознал, что представший моему взгляду агрегат старее «номерных», которые уже, к сожалению, тоже давно почили в бозе, следовательно — явно, что это что-то нарочито связанное с ретро. Когда этот поезд решил уехать со станции, забрав в себя очередных немногочисленных в тот день пассажиров, на его кабине обнажилась крупная надпись «Ретропоезд № 1» — и все стало на свои места. Это ретропоезд «Сокольники».
Выходим со станции уже на сторону Лужнецкой набережной, проходим опять через входной павильон, но уже на выход, и попадаем в Лужники. Грех перед тем, как покинуть это место, не щелкнуть пару раз канатную дорогу — сделано.
Одеваем телевик и осматриваем окрестности — река, пароходы, уточки на воде, другой берег, Университет, гуляющий по набережной народ, обнимающиеся парочки и, конечно, же фотографируем позирующих, которых уже фотографируют — раз они позируют, почему бы этим не воспользоваться. 350 мм, выцеливаем издалека — в этом-то и фокус, и интрига.
Вот такие — Воробьевы горы, Лужники, ширик Laowa 9 mm и телевик Sony 70-350 mm.